22.05.2022

Типы государственных гимнов и виды национальных культур. Часть 2

Agnus, Konstantin Korobov
Михаил Молоканов
В предыдущей статье я рассказал о государственных гимнах наиболее часто встретившихся при классификации типов Содействующего[1] и Государственного, характерных для национальных культур обывателей и имперской соответственно.

На третьем месте по численности оказались страны с гимнами Добивающегося (14 стран) и Инициирующего (12 стран) типов, характерных для национальных культур борьбы и празднования соответственно. (см. рис. 1)
Рис. 1. СкорДис-соответствие видов национальных культур типам гимнов различных стран.
Гимны Добивающегося типа, характерные для национальной культуры борьбы, формируют образ страны, существующей в ситуации угрозы и всегда готовой к схватке — обычно с внешним врагом, но гимн Франции обрушивается на тиранию внутри страны.

Для большинства стран это напоминание об их героическом прошлом, о создании государства в жестокой битве. Но для Абхазии, Гонконга и, возможно, некоторых других, риторика гимна Добивающегося типа, наверное, актуальна до сих пор.

Почему страны, для которых она уже не актуальна, не перепишут гимн, всегда вопрос. Возможно, из-за обывательской лени и традиционности, а, может быть, из-за неспособности в силу, скажем, бедности, пообещать, создать и поддерживать национальную культуру обывателей, празднования или имперскую.

Или же гимн Добивающегося типа им нужен для возможных будущих «больших скачков» и прорывов?

В СкорДис-подходе Добивающемуся типу гимна соответствуют аффекты из спектра базовой эмоции гнева.

Гимны Инициирующего типа, характерные для национальной культуры празднования, описывают страну, в которой не только все хорошо, но где еще можно активно самопроявляться, быть свободным и вдохновленным. Именно этим Армения в гимне манит к себе всех армян.

В СкорДис-подходе Инициирующему типу гимна соответствуют аффекты из спектра базовой эмоции радости.

На последнем месте по численности страны с гимнами Конструирующего типа, характерными для стран с национальной культурой жертвы. Как и гимны Добивающегося типа они описывают страну, подвергающуюся угрозам неких врагов, агрессоров. Но гимны Добивающегося типа подчеркивают решимость при необходимости собраться, сплотиться и одолеть их.

Гимны же Конструирующего типа провозглашают надежду, что когда-нибудь сами по себе все эти враги исчезнут: погибнут, умрут от голода, болезней или даже зависти. ???? И вот тогда вернем, все, что у нас отняли, и вот тогда заживем. — Ждем «улыбку судьбы» и напоминаем себе, что «сами-то мы еще не умерли».

В СкорДис-подходе Конструирующему типу гимна ожидаемо соответствуют аффекты из спектра базовой эмоции страха.

Напоминаю, что я не пытаюсь только по гимну определить национальную культуру страны. Так, у страны с гимном Конструирующего типа не обязательно будет присуща культура жертвы.

Национальная культура жертвы может быть вполне продуктивной для страны (по крайней мере, для ее правительства), если Жертва правильно (в полном соответствии с треугольником Карпмана) обозначит Агрессора и найдет Спасателя.

В целом национальная культура жертвы — это культура снятия ответственности с себя и перекладывания ее (с обвинениями) на Агрессора и (с надеждой) на Спасателя. Главное — это убедить весь мир в невыносимых муках, причиняемых Агрессором, и требовать от Спасателя все больше и больше помощи. Разумеется, для этого будет полезно постоянно провоцировать Агрессора и выставлять его в неприглядном свете.

Высшим мастерством будет все национальное самосознание строить на противопоставлении себя Агрессору: так можно выпросить у Спасателя еще больше. Главное, не слишком раздражать Спасателя нытьем и завышенными претензиями.

Например, Нобелевский лауреат по экономике Ангуса Дитона в своей книге «Великий побег» пишет: «Правительства стран-получателей могут использовать бедную часть населения страны в качестве «заложников для получения помощи от доноров». Одним из наиболее возмутительных случаев оказалась вечеринка, которую правительственные чиновники Сьерра-Леоне устроили по случаю того, что ООН в очередной раз признала их страну самой отсталой страной мира и, таким образом, поступление внешней помощи на следующий год было гарантировано». (см. https://t.me/tolk_tolk/10344)

Здесь, правда Агрессор не внешний, а внутренний: голод, нищета…

Интересно, что при всей бравурности 24-строчного гимна Сьерра-Леоне, в его середине проскальзывают мотивы культуры жертвы: «Мы молимся, чтобы никто не причинил вреда твоим (Сьерра-Леоне) детям» и дальше строчка про право на защиту.

Вообще в культуре жертвы много всего бессознательного и много разных психологических защит, как например отрицание страха в гимне Малави: «Мы свободны от страха».

А если Спасателя найти не удается, то может сработать защита идентификация с Агрессором.

Показательно, например, что чернокожая по населению Малави была единственной страной на африканском континенте, которая официально имела дипломатические отношения с расистским режимом ЮАР.

Вспоминается и история создания гимна Украины, на начальную строчку которого значительно повлиял польский гимн «Марш Домбровского». При том, что исторически Польша была для Украины ключевым Агрессором.

Но стратегия противопоставления себя Агрессору и слияния со Спасателем приводит к потери национальной самоидентификации. И тогда в ход идет нарочитое выпячивание каких-то исторических национальных артефактов и символов, а также переписывание истории с отыскиванием своей национальной значимости «от Адама».

*** Продолжения ждите в следующей статье.

[1] О состояниях по Классическому DISС (Добивающийся, Инициирующий, Содействующий и Конструирующий), а также об упоминаемых мной далее СкорДис-подходе, базовых эмоциях и пяти китайских элементах у син см. книгу Молоканов М. В. Мышление руководителей: системное, управленческое, критическое, аффективное.
Авторская группа в Telegram «Мышление руководителей. Q&A»: t.me/M_Molokanov
Социальный проект бесплатного коучинга.
Email-рассылка — подпишитесь: www.goo.su/quro
Телеграм-канал @UnknownLeadership
Для связи: ask@MikhailMolokanov.ru